Новости .



05.11.2013

Как избежать конфликта на работе?

Наша жизнь изобилует конфликтами: семейные, бытовые, производственные, политические, национальные. Все они изрядно портят наше бытие, но, к сожалению, а может быть и к счастью, являются такой же неизбежностью, как и смена времен года. Поэтому для нас имеет смысл попытаться разобраться, что же чаще всего служит причиной конфликта, как развивается конфликт, как его разрешить и, самое главное, как его предотвратить.Прежде всего, давайте разберемся, что же представляет собой конфликт, т.е. дадим его определение. Итак, конфликт — это всегда РАССОГЛАСОВАНИЕ, ДИСБАЛАНС в отношениях между людьми, который возникает из-за неудовлетворенности личности существующим положением дел, чужими мнениями, взглядами, поступками, словами. Это рассогласование — конфликтная ситуация, в которой мы выделяем два главных элемента: 1) УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ и 2) ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА — та причина, из-за которой накаляются страсти. Конфликтная ситуация представляет собой базу конфликта. Для ее перерастания в конфликт необходим еще ИНЦИДЕНТ — выражение конфликта в явной форме с помощью разного рода поучений и пожеланий или с помощью соответствующих действий.

Любой конфликт всегда связан с неприятными эмоциями для его участников, цели которых в данной ситуации принципиально не совпадают. Поэтому конфликт приводит к потере психического равновесия и нарушению нормальных взаимоотношений между людьми. Именно эти обстоятельства служат причиной стремления предотвратить конфликты любой ценой. Другой вопрос состоит в том, всегда ли это необходимо делать? Может быть, лучше дать возможность выплеснуть отрицательные эмоции и тем самым достичь разрядки ситуации? Ведь зачастую именно конфликт нужен человеку для осознания собственной ценности и для того, чтобы заставить окружающих это понять или по крайней мере обратить на него внимание.

Как бы ни были неприятны в общении любители скандалов, реально они существуют во всех трудовых коллективах. Что же посоветовать в таком случае? Ответ прост: там, где можно, конфликты надо предотвращать, а там, где нельзя, — стараться управлять ими и учиться их разрешать.

Первый способ — РЕЗКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН НА ДРУГОЙ ОБЪЕКТ.

Итак, главное, чего добивается лидер, — пауза в развертывании конфликта. "Нормальное" течение конфликта должно быть прервано, а его участники сбиты с толку. Лидер осуществляет своего рода логическую диверсию. Для этого хороши любые способы: самые неожиданные отвлечения в сторону на другие темы, самые нелепые вопросы и просьбы, самые странные и отвлекающие внимание действия. Здесь можно делать все что угодно, лишь бы внимание конфликтующих переключилось на что-то, отличное от объекта конфликта. Возвращение к ссоре после паузы зачастую уже лишено того боевого задора, что присутствовал до перерыва. Конфликт как бы выдыхается и теряет свою привлекательность.

Второй способ — НЕОЖИДАННАЯ ПЕРЕМЕНА ПОЗИЦИИ ОДНОЙ ИЗ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН.

Для чего люди начинают конфликт? Чтобы излить свое раздражение или чего-либо добиться. При этом оппонент выступает в роли человека, который не хочет с чем-то согласиться или в чем-то не прав. Лидер в подобном случае может погасить конфликт, неожиданно встав на позицию "обиженной" стороны, согласившись с ней. Это лишает конфликт смысла, ведь цель его для "обиженной" стороны достигнута.

Правда, читатель может задать справедливый вопрос: а если "обиженный" не прав, почему лидер должен с ним соглашаться и уступать? Ответ прост: либо потому, что лидер хочет ЛЮБЫМИ средствами прекратить ссору, либо потому, что лидер даже в такой психологически напряженной ситуации способен рационально оценить принципиальность конфликта. Что важнее в данном случае — настоять на своем или уберечь оппонента от травмы? Насколько значима победа в этом конфликте? Насколько принципиальна причина разлада? Если у лидера есть ответы на заданные вопросы, он может использовать этот способ и прекратить конфликт. Уступка в данном случае — не поражение, а победа.

Именно поэтому третий способ разрешения конфликта — ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН. Здесь речь идет как раз о человеческой значимости конфликта и об оценке позиций сторон. Вполне возможен вариант осознания лидером своей неправоты. Признание этого неприятного факта — обязанность лидера. Лучше принести извинения и остановить ссору, чем упрямо отстаивать свою неверную позицию. Это принцип кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" Давно известно, что худой мир лучше доброй ссоры.

Теперь он считает, что в большинстве конфликтов важнее всего не нанести человеку психологическую травму, как бы он ни провинился. Ведь существует множество других способов решить проблему без таких стрессовых последствий.

И, наконец, четвертый способ — ИЗОЛЯЦИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН ДРУГ ОТ ДРУГА. Очень часто прекратить конфликт невозможно иначе, чем просто отказавшись от участия в нем. Время и расстояние оказываются достаточно действенным средством. Отсутствие противника, его демонстративный отказ от продолжения конфликта делает продолжение ссоры бесполезным. Образуется пауза, когда страсти остывают, появляются новые проблемы и новые оценки ситуации. В ряде случаев это само по себе снимает остроту конфликта, а иногда ликвидирует его вовсе.

Социолог-психолог комплексного Центра социального обслуживания населения УСЗН - К. Звегинцева.


Возврат к списку





Прожиточный минимум по Белгородской области

Величина прожиточного минимума по Белгородской области за I квартал 2016 года.

Величина прожиточного минимума по Белгородской области за I квартал 2016 года. в расчете на душу населения 8105 рублей, для трудоспособного населения - 8703 рублей, пенсионеров - 6744 рубль, детей - 7999 рублей, в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 25 апреля 2016 года. № 113-пп " Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области за I квартал 2016г.".

Подробнее...

 

Органы и учреждения












В различных государствах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, и так далее.

Подробнее...